В середине 70-тых годов в США получило распространение катание на велосипедах в горах. Имеющиеся велосипеды не совсем подходили для этого. Для облегчения езды в таких условиях малыми партиями стали изготавливать специальные велосипеды.
В первую очередь их отличали широкие, около двух дюймов, вместо обычных 20-40 мм, колеса чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра — 26 дюймов вместо 700 мм. Дюймы тут сравниваются с сантиметрами из-за того, что в США, родине MTB — горных велосипедов, принята отличная от Европы система мер, и пересчет будет не совсем корректен, для ориентировки 1 дюйм это 2,54 см. 26 дюймов и 700 мм — это два основных размера колес, помимо них, используется множество других.
Также проблема заключается в том, что измерения могут идти как по посадочной поверхности, фактически по ободу, так и по внешнему диаметру покрышки. В последнее время для приведения размеров колес и покрышек к единообразному виду используется довольно сложная система.
Также для MTB — горных велосипедов изготавливались рамы особой геометрии, они были чуть меньше обычных, каретка — ось, вокруг которой происходит вращение шатунов, к ним крепятся педали, для езды по пересеченной местности была приподнята и их отличала повышенная прочность.
Позже, от малотиражных ручных изделий перешли к массовому многомиллионному выпуску современных горных велосипедов. В связи с тем, что горные велосипеды эксплуатируются в очень сложных условиях и требования удобства и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса, многие новинки, такие как гидравлические тормоза или амортизационные вилки, появились именно в MTB — горных велосипедах. Разнообразие решений, применяемых в таких велосипедах, впечатляет.
MTB — горные велосипеды, как и велосипеды для триатлона, является своего рода полигоном для новых конструкторских решений, используемых потом на других видах велосипедов.
Выделяют пять основных подтипов MTB — горных велосипедов:
1. Даунхильные — Downhill
Даунхил — это скоростной спуск с гор, то есть здесь речь не идет о том, что бы просто спуститься с горы на велосипеде, а о том, что бы спуститься максимально быстро. В связи с этим у велосипедов, предназначенных для этого, имеется ряд специфических особенностей. Главное что их выделяет — это повышенная надежность, то есть любые поломки могут привести к самым непредсказуемым последствиям, и поэтому первостепенное значение придается прочности конструкции. Они комплектуются самыми крепкими рулями, амортизационными вилками. Вторая группа особенностей связана с тем, что необходимо обеспечить хороший контакт с грунтом и управляемость в любых условиях, соответственно задача минимизации веса не стоит, используется широкая резина, надежные тормоза, как правило дисковые.
В настоящее время для даунхила обычно используются двухподвесочные велосипеды.
2. Триальные — Trial
Триал — это преодоление препятствий. Велосипеды, используемые в триале, имеют раму маленького размера, небольшой вес. Иногда они имеют переднюю амортизационную вилку, иногда используется жесткая вилка. Тормоза, как правило, гидравлические, такие тормоза обеспечивают наилучший контроль за велосипедом в самых сложных условиях.
3. Кроскантри — Cross Country
Скоростной кросс по пересеченной местности. Могут быть как жесткие, так и с амортизационной вилкой, вес минимизируется.
Изготовляются из алюминия, карбона или титана. Имеют много общего с велосипедами CycloCross.
4. Фрирайдерные — Free Rider
Суть этих велосипедов также видна из названия, они предназначены для езды по пересеченной местности. Они не предназначены для каких бы то ни было гонок, и в связи с этим это не чистый подтип. Варианты решений очень многообразны, могут быть как полноподвесами, так и иметь только переднюю амортизационную вилку.
5. Спортивные — Recreation
К этой группе относятся недорогие велосипеды с колесами 26 дюймов, они не предназначены для езды в сложных условиях. То есть их можно назвать MTB очень условно, однако, несмотря на это они позволяют приобщиться к миру MTB.
Даунхильные и триальные велосипеды — это дорогие велосипеды с ярко выраженной специализацией. Покупка таких велосипедов новичками почти всегда не оправдана.
Шоссейные и горные велосипеды объединяет то, что оба этих типа разрабатывались для достижения максимальных скоростей в разных условиях. При эксплуатации горного или шоссейного велосипеда велосипедист готов пожертвовать простой эксплуатации велосипеда и комфортом езды во имя высоких скоростей.
Чуть-чууть картинок:
Горные велосипеды
Горный велосипед MTB, mountain bike
Горный велосипед является на сегодняшний день самым популярным и
распространенным видом велосипедов. Этот тип велосипедов предназначен
для езды по неровным дорогам, по местности с сильно пересеченным
рельефом. Само понятие «горный велосипед» объединяет несколько
отличающихся по назначению и конструкции подтипов. Горный велосипед –
один из самых универсальных типов велосипедов, хотя лучше всего
приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. В 70 года в США стало популярным катание на велосипедах в горах. Некрупными партиями в 1976 году начали изготавливать новые велосипеды, предназначенные для езды в горах. Горные велосипеды того времени отличались широкими (около двух дюймов) колесами, до этого у всех производимых велосипедов ширина колеса была 20-40 мм. Диаметр колес был 26 дюймов. Рамы этих велосипедов имели особую геометрию саамы рами были меньше обычных по размеру, каретка - ось, вокруг которой крутятся педали, для езды по пересеченной местности была приподнята и обладала высокой прочностью.
Все современные горные велосипеды имеют диаметр колеса 26 дюймов (559 мм). Есть горные велосипеды без амортизаторов, некоторые имеют передний амортизатора. Есть модели с двойным амортизатором. Горные велосипеды имеют сверхпрочную конструкцию широкие покрышки со «злыми» протекторами. Современные горные велосипеды имеют более 20 передач, легко проходят по любым дорогам. В настоящее время горные велосипеды оборудуются 21-27 передачами, они обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Сейчас выпускаются и горные велосипеды, которые ориентированны на езду по городу. Они обладают жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами.
Все горные велосипеды обладают общими чертами. Они имеют прочную раму небольшого размера с большим дорожным просветом. Рама обычно сделана из хромомолибденовой стали, сплавов алюминия или титана или из углепластика.
Переключатель передач располагается на руле, что особенно важно на плохих дорогах. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок. Тормозная система часто имеет ободные тормоза консольного типа, что обеспечивает большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами.
По назначению горные велосипеды делятся на байки для даунхилла, триала, кросскантри, фрирайда, бэккантри и обычные горные велосипеды – велосипеды «общего назначения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий